Виктюк Роман Григорьевич (84 года)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Роман Виктюк - советский и российский театральный режиссер. Он родился в 1936 году во Львове, который входил тогда в состав Польши. По окончании школы Виктюк стал студентом ГИТИСа, учился у Анатолия Эфроса и Юрия Завадского. В молодости начинающий режиссер успевал работать одновременно в Киевском и Львовском ТЮЗах и преподавать в студии Театра имени Франко. Хвалебных отзывов удостоились первые спектакли «Все это не так просто», «Город без любви», «Дон Жуан».
В конце 60-х он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы. В числе самых известных — «Черная комната», «Принцесса и дровосек», «Валентин и Валентина», «Мария Стюарт» и «Любовь — книга золотая». Знают его творчество в США, Италии, Финляндии и Швеции.
Американцы включили Виктюка в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину 20-го века. Он единственный иностранец, награжденный премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.
В 1988 году на сцене театра "Сатирикон" поставил свой самый известный спектакль - "Служанки" по пьесе Жана Жене, в котором все роли играли мужчины. Культовая постановка пережила три редакционные правки, получила мировое признание и обеспечила неизменный аншлаг в зале.
В 1991 году открылся Театр Романа Виктюка, первой постановкой стал знаменитый спектакль режиссера "М. Баттерфляй". Спектакль вызвал жаркие споры из-за обилия эпатажа, эксцентричных костюмов и ярких мазков.
Всего Виктюк поставил более 250 спектаклей.
Точным попаданием в сердце зрителя считали «Царскую охоту» с Маргаритой Тереховой, «Татуированную розу» с Ириной Мирошниченко, «Старую актрису» с Татьяной Дорониной. Олег Ефремов опасался, что за «Украденное счастье» всю труппу попросту «пересажают». Критик, увидевшая «Ромео и Джульетту» в постановке Виктюка, заявила, что такую интерпретацию по силам представить молодому человеку не старше 19, настолько все свежо и нереально.
В 2019 году театр Виктюка выпустил премьеру — спектакль «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Это было третье обращение мастера режиссуры к произведению. Первые два состоялись в Таллине и московском «Современнике». В главной роли — Дмитрий Бозин, которого Роман Григорьевич рассматривал как возможного своего преемника.
Виктюк охотно делился подробностями своей биографии, но личная жизнь была неприкосновенной территорией.
Знаменитый постановщик только раз был женат на работнице «Мосфильма», не имевшей отношения к актерской сфере. Имени бывшей супруги Виктюк не раскрывал, а сам брак считал ошибкой и грехом, способом контроля человека государством. В одном интервью Роман Григорьевич рассказал, что семья в прозаическом смысле у него все-таки была. Дочь живет во Львове. Но близких он держал на расстоянии, чтобы не подставить под удар «отрицательной энергии, после которого люди заболевают».
Состояние здоровья самого режиссера не раз вызывало опасения. Он попадал в больницу с сотрясением мозга после нападения неизвестных. Такая же беда случилась с директором театра Игорем Краснопольским, и СМИ решили, что все это звенья одной цепи. Микроинсульт, перенесенный Романом через несколько лет, тоже связали с профессиональной деятельностью. Тогда театр покинула Ирина Апексимова.
В середине 2000-х Виктюк преобразился — похудел до 65 кг (при росте в 170 см) и как будто помолодел. По слухам, он обратился к пластическому хирургу из Челябинска, у которого оперировались оперные примы и звезды эстрады.
Роман Григорьевич был модником. Коллеги рассказывали, что у режиссера было почти четыре сотни костюмов одного только «Версаче». Мужчина не курил, алкоголь тоже не уважал. В еде был сдержан, ставил на первый план полезность.
В конце октября Романа Григорьевича госпитализировали с COVID-19. Он попал в реанимацию. А 17 ноября 2020-го Роман Виктюк умер. Причиной смерти режиссера стали осложнения из-за коронавируса.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти