Известная личность
Нет изображения

Бэлза Святослав Игоревич (52 года)

Поделиться:
Дата рождения:
26 апреля 1962 г.

Дата смерти:
3 июня 2014 г.

Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.

Наш проект создан для того, чтобы люди могли хранить память о своих предках и делиться ею. Не стесняйтесь, напишите историю жизни, добавьте фотографии, возможно, когда-то наш проект станет книгой памяти для миллионов людей.

 Российский музыковед, литературовед, музыкальный и литературный критик, публицист, телеведущий, музыкальный обозреватель телеканала «Культура». Народный артист Российской Федерации (2006). Заслуженный деятель культуры Польши (1988), Заслуженный деятель искусств Украины (2004). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2012) и Премии Правительства Российской Федерации (2013).

Широкую известность и признание получил как знаток и популяризатор классической музыки, историк российской и мировой культуры. Автор более 300 литературоведческих и критических публикаций, предисловий к произведениям классиков зарубежной и русской литературы, внёс значительный вклад в шекспироведение. На протяжении четырёх десятилетий, с 1972 по 2014 год, Бэлза был заметной фигурой в культурно-просветительских проектах советского и российского телевидения, ведущим концертов мастеров оперной и балетной сцены, музыкальных вечеров и ночных балов.

Почётный член Российской академии художеств, Президент Российской академии искусств (2011), член Академии Российского телевидения (1994), Почётный президент Международного конкурса «Музы мира», бессменный председатель жюри Бунинской премии. Член Союза писателей (1975), Союза журналистов России (1971) и Союза театральных деятелей (1999). Член Совета по общественному телевидению России с 2012 года. Старшина Английского клуба.

В расцвете сил Святослав Бэлза пользовался необыкновенным успехом как стильный ведущий концертов и фестивалей академического искусства, классической музыки, как конферансье творческих вечеров и ночных балов, а также как телеведущий. Проводил мастер-классы. Отличался глубокими знаниями, богатой эрудицией, интеллигентностью, чувством юмора, непринуждённой импровизацией у микрофона. Отмечая высокий профессионализм музыковеда, его коллега по телеканалу «Культура» Николай Цискаридзе свидетельствовал, что «он единственный мог на нужную тему не готовясь, экспромтом, произнести интересный текст и уложиться в нужное количество времени, минут, секунд — те, кто работает на телевидении, понимают, как это важно». Элегантно и с безупречным вкусом носил эффектные костюмы и смокинги с неизменной бабочкой. Всего в коллекции Бэлзы было около 150 бабочек ручной работы разного фасона и дизайна. Известна крылатая фраза Василия Ланового о том, что «Бэлза даже спит в бабочке».

Критики и музыканты отмечали ораторское искусство, тонкий художественный вкус, личное обаяние и благородство телеведущего. Для стиля Бэлзы были характерны аристократизм, галантность и лёгкий флирт в общении с артистами, партнёршами и зрителями. Он работал в напряжённом графике с постоянными разъездами, нередко вёл 2-3 концерта в день, одним из излюбленных рабочих мест Бэлзы была сцена консерватории. Музыковед завоевал репутацию «ведущего в классику». Он недолюбливал массовое искусство и попсу, от предложений вести такие концерты тактично, но решительно отказывался. Бэлза признавался, что и в больших жанрах избегает артистов-середняков: «Сам я стараюсь работать или с элитой исполнительского искусства, или с молодыми, подающими надежды музыкантами». Музыковед исходил из уверенности, что имя зарабатывается десятилетиями, а теряется в одночасье: потому стремился, чтобы его имя на афише было гарантией качества, не шёл на компромисс с шоу-бизнесом ради финансовой выгоды. По свидетельству Михаила Швыдкого, в 1997 году Бэлза отказался от поста главного редактора телеканала «Культура». С юности ценя свободу, уклонялся от навязываемых высоких чиновничьих должностей, называл себя «вольным сыном эфира».

Сам Бэлза ценил искусство Серебряного века — творчество композиторов Скрябина, Рахманинова, поэтов Блока, Цветаевой, художников Сомова, Добужинского, ему импонировал архитектурный модерн Шехтеля. Из советских писателей-самородков он выделял Шукшина. Восхищением всей жизни Бэлза называл города Рим и Венецию; автографы Пушкина, Наполеона, написанное кровью стихотворение Есенина; а также — котов.

Музыковед вращался в богемных кругах, ценил комфорт и удовольствия. Жил в таунхаусе в ближнем Подмосковье, в писательском посёлке Красновидово на реке Истре. По собственному признанию, почти все деньги Бэлза тратил на книги, автомобили и любимых женщин. Его библиотека насчитывала около 20 тысяч томов. Водительские права получил в 1961 году, на первом курсе института. В разные годы Бэлза управлял «Волгой», «Volvo 240», джипом-внедорожником «Land Rover Discovery». Всегда любил красивые вещи, приятную обстановку, изящно сервированный стол, уделял внимание элегантным мелочам. Собирал коллекцию фарфоровых, малахитовых, серебряных, деревянных, бронзовых кошек (всего около 1000 экспонатов). Отдыхая, слушал джаз или популярную классику. Идеальным отдыхом считал лежание на диване с книгой и котом. На случай неожиданного визита гостей обычно держал холодильник полным, умел сам готовить, особенно салаты с разнообразными ингредиентами.

В общении с людьми Бэлза избегал острой полемики, не считая её этичной, даже если ситуация и уверенность в собственной правоте позволяли ему при необходимости возразить весьма аргументированно и резко. По мнению его многолетней партнёрши и телеведущей Марии Максаковой, такой стиль поведения Бэлзы был обусловлен глубоким врождённым благородством, а не модной толерантностью. Бэлза любил эпиграммы, сам умел их сочинять, тонко чувствовал слово. Его ремарки, по оценке Максаковой, «были полны поистине вольтеровской глубины и иронии».

Бэлза считал необходимым сделать культуру одним из российских национальных проектов. Он бережно относился к собственному времени и часто повторял афоризм Марины Цветаевой «Читатели газет — глотатели пустот», уподобляя им современных пользователей Интернета и людей, сутками смотрящих телевизор. Музыковед мечтал написать захватывающие мемуары о своих встречах с великими деятелями искусства, но не успел осуществить это намерение.

Находившийся в отменной физической форме, Бэлза, по его словам, не бывал у врачей последние 20 лет жизни. Однако в декабре 2013 года почувствовал боли, но из-за плотного концертного графика затянул с обращением к доктору. Весной 2014 года резко похудел, после медицинского обследования в России у него был обнаружен рак поджелудочной железы. Последние записи передачи «Романтика романса» для телеканала «Культура» состоялись 26-27 апреля в Московском губернском театре. После обследования 10-12 мая в Германии диагноз был подтверждён в неоперабельной стадии.

Скончался 3 июня 2014 года в Мюнхене после пребывания в немецкой клинике, где находился с 18 мая.

Похоронен 6 июня на Ваганьковском кладбище (участок № 43.

200x230
Уборка мусора, листвы, упавших веток, удаление сорняков, мойка памятника, поливка цветов и других растений
150 UAH
Окраска металлической ограды с предварительной зачисткой и грунтовкой
270 UAH
Обновление гравированного портрета на памятнике (он становится ярким, светлым и видимым в дождь)
150 UAH
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) цветной камень (мрамор или крошка)
315 UAH
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) черный гранит
150 UAH
Обработка участка от муравьев
50 UAH
Защита вазы из натурального камня на зимний период
80 UAH
Открытие вазы после зимнего периода
50 UAH

Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти

Выберите изображение к словам благодарности (цветок, свеча, венок и пр.)
*
Изменить или уточнить
Все права защищены © 2024 “Проект Помним”