Жюрайтис Альгис Марцелович (70 лет)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Советский, литовский и российский дирижёр. Народный артист РСФСР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1977), дирижёр Большого театра.
В 1950 году закончил Вильнюсскую консерваторию (класс фортепиано С. Вайнюнаса), в 1958 — Московскую консерваторию (класс дирижирования Н. Аносова). В течение всей карьеры исповедовал романтическое направление в музыке.
Как дирижёр дебютировал в 1951 году в Литовском театре оперы и балета (опера С. Монюшко «Галька»). С 1947 года — концертмейстер Оперной студии Вильнюсской консерватории. С 1950 — концертмейстер, с 1951 — дирижёр Литовского театра оперы и балета. С 1955 года — дирижёр-ассистент Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. С 1958 года — дирижёр Москонцерта. С 1960 года — ГАБТ СССР. В 1990-е годы активно участвовал в забастовке, которой была ознаменована смена власти в Большом театре.
В равной степени отдавал дань увлечения и опере, и балету, музыке классической и современной. Его репертуар насчитывал более 60 названий. Он неоднократно выступал в роли дирижёра-постановщика, в частности, поставил оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди (1979), «Сельская честь» П. Масканьи (1981, концертное исполнение), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1982, концертное исполнение), «Вертер» Ж. Массне (1986), «Мазепа» П. Чайковского (1986). Постановкой «Вертера» дебютировала в режиссуре его жена Елена Образцова, с которой он неоднократно выступал и в Большом театре, и в концертных залах. Участвовал в постановке балетов «Спартак» А. Хачатуряна (1960), «Ванина Ванини» Н. Н. Каретникова, «Русские миниатюры» на сборную музыку, «Скрябиниана» на музыку Александра Скрябина в оркестровке Рогаль-Левицкого, (1962), «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964), «Весна священная» (1965), «Асель» В. А. Власова (1967), «Видение Розы» на муз. К. М. фон Вебера (1967), «Лебединое озеро» (1969; римская Опера, 1977), «Икар» С. М. Слонимского (1971), «Иван Грозный» на муз. С. С. Прокофьева (1975, Париж), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Подпоручик Киже» на муз. Прокофьева (1977), «Ромео и Джульетта» (1978, Париж), «Раймонда» А. Глазунова (1984).
В отличие от большинства коллег Жюрайтис не использовал дирижёрскую палочку и управлял оркестром исключительно руками. Когда в Японии артиста спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую».
Наиболее близкими друзьями дирижёра были оперные певцы Муслим Магомаев и Тамара Синявская.
По словам последней супруги Елены Образцовой, Жюрайтис был самым дорогим и любимым мужчиной её жизни; он обладал итальянским темпераментом, отдавал дань романтизму в искусстве и семейных отношениях, очень любил природу, до старости в нём жил ребёнок с присущими ему непосредственностью, детскими эмоциями и взглядом на мир. На склоне лет Жюрайтис крестился в православие с именем Александр.
В 1997 году Жюрайтис последний раз побывал на родине, дирижировал в Литовской национальной опере.
Скончался 25 октября 1998 года после диагностированного годом ранее в Литве онкологического заболевания.
Альгис Жюрайтис похоронен на Аксиньинском кладбище в Одинцовском районе Московской области, неподалёку от загородного дома, где он жил вместе с Еленой Образцовой.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти